Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Согласно ст.7 Конституции, Российская Федерация - социальное государство, и ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вооруженные силы испытали все потрясения общественно-политического и социально-экономического характера, через которые прошла Россия за последние десятилетия. В связи с этим ряд социальных проблем значительно обострился и требует безотлагательного решения.
Актуальность данной темы обусловлена специфическим видом деятельности данной социальной группы. На военнослужащих Вооруженных Сил РФ лежит значительная ответственность за безопасность и оборону государства. Состояние вооруженных сил определяется не только уровнем технического оснащения, но и морально-психологическим состоянием личного состава. В связи с тем, что в настоящее время упор делается на техническое оснащение вооруженных сил, формирование здорового, морально-психологического климата служащих и уволенных военнослужащих, решение их социальных и семейных проблем, внимание к кадрам (в целом) не являются приоритетными в вопросах развития, укрепления и совершенствования вооруженных сил РФ.
Достойное социальное положение военнослужащих не менее важно для эффективной обороны и безопасности, чем программы боевой подготовки и перевооружения сухопутных и военно-морских сил. Деятельность по социальной защите служит одним из средств обеспечения реализации военнослужащими своего правового статуса как необходимого условия эффективности социального обеспечения, установленного государством для своих защитников.
Актуальность темы работы свидетельствует тот факт, что, несмотря на большой интерес государства к вопросу развития вооруженных сил в последние годы, в то же время не до конца решен вопрос социальной защиты военнослужащих, членов их семей и граждан, уволенных с военной службы. Состояние социально-правовой защиты данной категории граждан можно определить на основе федерального законодательства, касающегося социально-правового обеспечения, страхования, профессиональной ориентации и трудоустройства военнослужащих и членов их семей. Для оценки того, как на практике реализуются предусмотренные в документе меры поддержки и насколько соответствует декларация реальной помощи и поддержке данной категории граждан, можно использовать различные методы опроса.
Теоретическая разработанность темы исследования. Анализируя литературу, посвященную изучению различных аспектов управления социальной защитой военнослужащих, можно выделить следующие группы научных работ. Первая группа - это работы К. Маркса, П.А. Сорокина, Н. Лумана и Т. Парсонса, в которых описана универсальная модель структурного, функционального и системного подхода. Авторы второй группы разработали теоретико-методологические основы изучения социальной сферы, военной и социальной политики (H.A. Волгин, A.M. Беляев, М.В. Кибакин и др.). Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Антипьева Н.В., Афанасьев С., Багдасарян И.А., Гайдин Д., Григорьев И.В., Демидова И., Зайков Д.Е., Жабровский Р.А., Капитонова Е.А., Кириченко Н.С., Александрова Н.Г., Потапова Н.Д., Потапов А.В., Савин И.Г., Фартуков Д.Н., Поплавская Н.Н., Дорогин Р.В. и другие авторы.
Целью исследования является анализ государственного пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть понятие и виды государственного пенсионного обеспечения военнослужащих;
2.рассмотреть субъекты пенсионного обеспечения, органы и организации осуществляющие государственное пенсионное обеспечение;
3.исследовать особенности нормативно-правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих в Российский Федерации;
4.определиь условия, порядок, назначение и выплаты государственного пенсионного обеспечения военнослужащим и членам их семей;
5.проанализировать судебно-правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие правовые основы государственного пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие государственного пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Теоретическая значимость государственного пенсионного обеспечения военнослужащих заключается в том, что оно является одним из важнейших факторов, который влияет на обеспечение национальной безопасности, обороны страны и охрану правопорядка. Привлечение на службу в вооруженные силы высокопрофессиональных специалистов и повышение престижа службы напрямую зависит от того, какие пенсионные выплаты и иные льготы будут получать военнослужащие после ее завершения.
Ключевым аспектом, который влияет на практическую значимость государственного пенсионного обеспечения военных является то, что разработанные с его помощью рекомендации могут быть приняты в законодательных и иных государственных органах, которые занимаются военным пенсионным обеспечением и формированием его реформирования. Проведение учебных занятий с учащимися и аспирантами по актуальным вопросам экономики труда, пенсионного обеспечения и пенсионного страхования может быть осуществлено на основе рекомендаций и выводов исследований.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список источников и литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
1.1 Понятие и виды государственного пенсионного обеспечения военнослужащих
Социально-экономические и общественно-политические потрясения, переживаемые Россией, не могли не оказать существенного влияния на один из социальных институтов страны - армию. Из-за тяжелых социально-экономических трудностей, переживаемых Россией в конце XX - начале XXI века, задерживалась выплата денежного довольствия военнослужащим, разрушалась система материально-технического снабжения, устаревала техника и вооружении. Распад прежней идеологической системы, в которой армия занимала ведущее место как символ государства, патриотизма и священного долга по защите Родины от внешних врагов, отсутствие других ценностей взамен прежних вызвали у многих военнослужащих морально-психологический кризис, ощущение бесцельности операций, падение престижа военной службы, массовое уклонение от призыва, тревогу за существование и будущее армии .
Правовую основу статуса военнослужащих по призыву составляют Конституция РФ, Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее – ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ) и иные нормативные правовые акты РФ, а также нормы международного права и международные договоры РФ. Важнейшим условием реализации правового статуса военнослужащих является обеспечение их правовой и социальной защиты. Содержание понятия правовой и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей раскрывается в ст.3 ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ.
Согласно ст.3 ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ:
-устанавливается единая система правовой и социальной защиты военнослужащих, а также материального и иных видов обеспечения с учетом общей продолжительности военной службы, в том числе должности, звания и льготного исчисления военнослужащих, выполняемых обязанностей, условий и последовательности прохождения военной службы;
-государство является гарантом защиты прав и интересов военных, граждан, которые были уволены с военной службы, а также их семей. Статья закрепляет в законах и иных нормативных правовых актах права и обязанности этих лиц, устанавливает гарантии и компенсации, а также иные меры социальной защиты и создание правовых механизмов для их реализации.
-в качестве государственной функции, предусматривается обеспечение социальной защиты военнослужащих, граждан, которые были уволены с военной службы и членов их семей.
Отменять или сокращать гарантии военнослужащим, предоставляемые в виде правовой и социальной защиты, материальных и иных видов поддержки, не допускается никакими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за исключением внесения изменений и дополнений в ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ. .
Социальная защита - это система принципов, методов, социальных гарантий, мер и институтов, законодательно установленных государством для обеспечения оптимальных условий жизни, удовлетворения потребностей, средств к существованию и активному существованию отдельных граждан, различных социальных категорий и групп населения .
В настоящее время под системой социальной защиты понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных и юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнедеятельности и активного существования различных социальных групп и слоев населения, особенно социально уязвимых.
Для военнослужащих была поставлена задача, заключающаяся в том, чтобы они были готовы к вооруженной защите и защите Российской Федерации, что требует от них четкого выполнения поставленных задач в любых условиях, включая угрозу жизни.
Военные имеют право на получение социальных гарантий и компенсации в связи с особыми задачами, которые им приходится решать. Социально-правовая защита в широком смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих деятельность государственных органов, которые направлены на обеспечение материального, правового и морального благополучия военнослужащих и их семей.
Данная система выплат, которая называется государственным пенсионным обеспечением военных, является частью социальной защиты граждан, которые закончили военную службу и получили статус военнослужащего.
Виды государственного пенсионного обеспечения военнослужащих:
1.Пенсия за выслугу лет. Ежемесячные денежные выплаты из средств государственного бюджета гражданам РФ, которые длительное время состояли на военной службе и были уволены по определённым уважительным причинам.
2.Пенсия по инвалидности. Предоставляется военнослужащим, которые стали инвалидами во время прохождения службы или после увольнения, но не позднее 3 месяцев, либо позднее этого срока при условии, что инвалидность наступила вследствие контузии, ранения, заболевания, увечья, полученных при прохождении службы.
3.Пенсия по случаю потери кормильца. Предоставляется членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту.
1.2 Субъекты пенсионного обеспечения, органы и организации, осуществляющие государственное пенсионное обеспечение
Субъекты пенсионного обеспечения - военнослужащие, уволенные из различных воинских формирований, а также члены их семей.
Военнослужащие как субъекты государственного пенсионного обеспечения - это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооружённых Силах РФ и Объединённых Вооружённых Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ и в Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки РФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ .
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, в том числе военнослужащим, предусмотрено Федеральным законом №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года.
Органы и организации, осуществляющие государственное пенсионное обеспечение военнослужащих, в зависимости от последнего места службы:
Министерство обороны РФ. Обеспечивает военнослужащих, уволенных из Объединённых Вооружённых Сил Содружества Независимых Государств, Вооружённых Сил РФ, железнодорожных войск и других воинских формирований.
Министерство внутренних дел РФ. Обеспечивает военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии РФ и военизированной пожарной охраны, а также членов их семей .
Федеральная служба безопасности РФ. Обеспечивает военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны и других, а также членов их семей.
Федеральная служба исполнения наказаний. Обеспечивает сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей .
Генеральная прокуратура РФ. Обеспечивает лиц, уволенных с военной службы в органах военной прокуратуры после 1 января 2017 года, а также членов их семей.
Следственный комитет РФ. Обеспечивает лиц, уволенных с военной службы в военных следственных органах Следственного комитета РФ после 1 января 2017 года, а также членов их семей.
Федеральная служба судебных приставов. Обеспечивает сотрудников, уволенных из органов принудительного исполнения РФ, а также членов их семей.
Кроме того, организация и осуществление информационной работы по вопросам пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возложена на военные комиссариаты.
Выводы по первой главе исследования.
Основными источниками права о государственном пенсионном обеспечении для военных и членов их семей являются федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
На социальное обеспечение граждан, которые были уволены с военной службы и их семей, в основном выделяются средства из федерального бюджета.
В соответствии с законодательством, военная пенсия является ежемесячной денежной выплатой, которая предоставляется только военнослужащим. Наиболее распространенными видами пенсий, которые получают бывшие военнослужащие являются пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет.